Хочу поделиться с вами упражнением, которое рассчитано на воспитание у детей волевых качеств и навыков самодисциплины. Чем раньше вы начнете использовать это упражнение со своим ребенком, тем легче его будет применять, Это упражнение может быть особенно полезным для тех родителей, кто постоянно чувствует себя уставшим от бесконечных обязанностей по дому и уходу за детьми. Благодаря этому упражнению часть работы, которая раньше выполнялась непосредственно с помощью взрослого, делегируется ребенку и родителю остается лишь контролировать качество ее выполнения.
Упражнение заключается в том, что накануне новой рабочей недели вы со своим ребенком заполняете специальную таблицу, в которой отражены обязанности ребенка и бонусы за их выполнение. Все переменные в таблице подбираются с учетом возраста и особенностей ребенка. Обычно количество обязанностей ребенка соответствует его возрасту. Обязанности включают те действия, которые ранее выполнялись не качественно и взрослому приходилось их переделывать или осуществлять их самостоятельно. Когда новые обязанности закрепляются, их можно заменять новыми навыками. Например, если ребенок научился заправлять свою постель и делает это на протяжении определенного времени безукоризненно, то эту обязанность можно заменить чем-то новым, еще не освоенным ребенком до сих пор.
Бонусы за успешное выполнение должны быть значимы для ребенка и не должны на мой взгляд ограничиваться только сладостями. Это может быть прогулка, викторина, челлендж, игры в телефоне или за компьютером, просмотр роликов. Выбор ограничивается лишь вашей фантазией и интересами ребенка. В выходные в качестве дополнительного стимула можно запланировать какое-то более яркое событие, например поход в зоопарк или на аттракционы, при условии, что все задания в течении недели были выполнены успешно.
Эффективность этого упражнения подтверждается различными исследованиями в области теории научения. Жетонная система (аналог которой здесь применяется) хорошо зарекомендовала себя в учебных, медицинских и других системах. Рутинные дела, которые обычно вызывают скуку и раздражение, теперь сопровождаются положительным подкреплением, что делает их выполнение более мотивированным и обоснованным. До 12 дет, пока лобные доли головного мозга не достаточно сформированы, ребенку может быть сложно контролировать свою деятельность, поэтому необходимо использовать дополнительные методы стимуляции.
Из других рекомендаций могу посоветовать опробовать эту технику на себе, чтобы убедиться в ее эффективности, а заодно выявить трудности, которые могут возникнуть при ее выполнении.