Исследования показывают, что стрессовые жизненные события и детские травмы способствуют развитию тревожных расстройств. Но каковы конкретные механизмы, связывающие эти травматичные события с эмоциональными трудностями, такими как сильный страх, панические атаки и чрезмерное беспокойство? Этот вопрос выводит наше обсуждение причин на другой уровень анализа. Ряд психологических механизмов, несомненно, играет важную роль в формировании и развитии тревожных расстройств. Они включают процессы научения и когнитивные факторы.
Процессы Научения
С 1920-х годов психологи-экспериментаторы, работающие в лабораторных условиях, интересовались возможностью того, что определенные страхи могут быть изучены с помощью классического обусловливания. Центральным механизмом в классическом процессе обусловливания является связь между безусловным стимулом (БС) и условным стимулом (УС). БС способен вызвать сильную эмоциональную безусловную реакцию (БР), такую как страх. Примером возможных БС могут служить очень громкие и неожиданные звуки, вид опасных животных и внезапная сильная боль. Согласно первоначальным взглядам психологов на классический процесс обусловливания, УС может быть любой нейтральный стимул, который случайно присутствует, когда вызвана сильная реакция страха. По ассоциации УС впоследствии будет вызывать условный рефлекс (УР), который по силе был аналогичен исходному БР. Это объяснение развития специфических фобий легко согласуется со здравым смыслом, а также с клиническим опытом. Многие сильные, стойкие, иррациональные страхи, кажется, развиваются после того, как человек пережил травмирующее событие.
Современные взгляды на процесс, с помощью которого страхи выучиваются, предполагают, что этот процесс управляется специальным модулем или нейронной сетью, сформированной в процессе эволюции. Некоторые психологи утверждали, что человеческий разум включает в себя очень большое количество подготовленных модулей (специализированных нейронных сетей), которые выполняют определенные адаптивные функции, такие как распознавание лиц и восприятие языка. Эти модули предназначены для работы с максимальной скоростью, активируются автоматически и работают бессознательно. Они также очень избирательны в том смысле, что модуль особенно чувствителен к узкому диапазону стимулов. Кажется, что люди готовы испытывать сильные, стойкие страхи только перед определенными объектами или ситуациями. Страх перед этими стимулами мог дать преимущество тем людям, которые тысячи лет назад были способны испытывать страх и, следовательно, избегать такие опасные стимулы как высота, змеи и бури. Это не означает, что страхи являются врожденными, а скорее, что их можно очень легко выучить и поддерживать.
МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ. Было проведено множество исследований для проверки различных аспектов этой модели готовности. Результаты этих исследований подтверждают многие особенности теории. Например, условные реакции на стимулы, связанные со страхом (например, пауки и змеи), более устойчивы к исчезновению, чем реакции на стимулы, не относящиеся к страху (например, цветы). Более того, можно развить условные реакции страха только после одного предъявления стимула.
Процесс подготовленного обусловливания может играть важную роль в развитии как специфических фобий, так и социального тревожного расстройства. При определенных фобиях подготовленными стимулами являются такие предметы, как змеи, высоты, бури и небольшие замкнутые пространства. Подготовленный стимул при социальном тревожном расстройстве может включать лица других людей. Мы готовы бояться людей чьи лица выглядят сердитыми, критикующими или отвергающими по отношению к нам. Люди с социальным тревожным расстройством могут боятся напрямую столкнуться с другими людьми или быть оцененными ими. Когда перед выступлением на публике человек устанавливает зрительный контакт со своей аудиторией, очень легко возникает страх при виде злых или критических выражений лиц.
Когнитивные Факторы
До этого момента мы говорили о важности жизненных событий и специфического опыта научения — переменных, которые можно измерить вне организма. Но когнитивные факторы также играют важную роль в качестве посредников между событием и ответом на него. Восприятие, память и внимание влияют на то, как мы реагируем на события в нашем окружении. В настоящее время широко признано, что эти когнитивные факторы играют решающую роль в возникновении и развитии различных типов тревожных расстройств. Мы сосредоточимся на трех аспектах: восприятие контроля и предсказуемости, катастрофизация (панические атаки) и искажения внимания и смещения фокуса внимания.
ВОСПРИЯТИЕ КОНТРОЛЯ. Существует важная взаимосвязь между тревогой и восприятием контроля. Люди, которые считают, что они могут контролировать события в своем окружении, с меньшей вероятностью проявляют симптомы тревоги, чем люди, считающие себя беспомощными. Это, конечно, одна из причин того, что террористические атаки так ужасны. Они выходят из-под контроля жертв, которые занимались своими повседневными делами.
Обширный массив данных подтверждает вывод о том, что у людей, которые считают, что они менее способны контролировать события в своем окружении, с большей вероятностью разовьется тревожность, а также различные специфические типы тревожных расстройств. Лабораторные исследования показывают, что ощущение отсутствия контроля способствует возникновению панических атак у пациентов с паническим расстройством. Ощущение неконтролируемости также связано с покорным поведением, которое часто наблюдается среди людей с социальным тревожным расстройством, а также с хроническим беспокойством людей с генерализованным тревожным расстройством.
КАТАСТРОФИЗАЦИЯ Несколько иной тип когнитивного искажения широко обсуждался в связи с развитием панического расстройства. Согласно этой точке зрения, паническое расстройство может быть вызвано катастрофическим неверным истолкованием телесных ощущений или воспринимаемой угрозы.
Хотя панические атаки могут быть спровоцированы внешними стимулами, они обычно запускаются внутренними стимулами, такими как телесные ощущения, мысли или образы. Исходя из прошлого опыта, эти стимулы вызывают тревожное настроение, которое приводит к различным физиологическим ощущениям, которые обычно сопровождают негативные эмоциональные реакции (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, головокружение и т. Д.). Тревожное настроение сопровождается сужением фокуса внимания человека и повышением чувствительности к телесным ощущениям.
Затем наступает решающий этап, когда человек неверно интерпретирует телесные ощущения как катастрофическое событие. Например, человек, который считает, что с его сердцем что-то не так, может неправильно интерпретировать небольшое учащение пульса как признак того, что у него вот-вот случится сердечный приступ. Он может сказать себе: «Мое сердце остановится, и я умру!» Эта реакция обеспечивает непрерывную работу этого цикла обратной связи, при этом неправильное толкование усиливает чувство опасности у человека и так далее, пока процесс не выйдет из-под контроля. Таким образом, для возникновения панической атаки необходимы как когнитивная неверная интерпретация, так и биологические реакции, связанные с восприятием угрозы.
Автоматические негативные мысли человека также могут побудить его к поведению, которое, как ожидается, повысит его безопасность, хотя на самом деле они не дают результата. Например, некоторые люди считают, что им следует глубоко дышать или контролировать частоту сердечных сокращений, если они возбуждены. На самом деле это неверная информация, и предполагаемое безопасное поведение может еще больше усугубить реакцию страха у человека.
Многие исследования показали, что субъективное восприятие телесных ощущений на самом деле тесно связано с дезадаптивными или катастрофическими мыслями у пациентов с паническим расстройством. Эта связь сама по себе не дает убедительных доказательств причинной связи между катастрофическими мыслями и возникновением панических атак, потому что катастрофические мысли (такие как страх потери контроля и страх смерти), по сути, являются симптомом панической атаки.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. Катастрофизация не может объяснить все случаи панических атак. Например, пациенты с паническим расстройством иногда испытывают панические атаки во сне. Как это могло произойти, если эскалация паники требует катастрофического неверного истолкования физических ощущений, что предположительно связано с сознательными когнитивными процессами? Очевидно, что здесь присутствуют и другие факторы. Одно из альтернативных объяснений включает классическое обусловливание. Опыт первоначальной панической атаки может привести к условной тревоге на сигналы, связанные с первой атакой. Это могут быть как внутренние телесные ощущения, так и внешние раздражители. Условная тревога может снизить у человека порог последующих панических атак.
ВНИМАНИЕ К УГРОЗЕ И НЕОБЪЕКТИВНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ. Ранее мы упоминали, что тревога включает в себя негативные мысли и образы, предвосхищающие возможную опасность в будущем. Эксперты считают, что внимание играет решающую роль в начале этого процесса. Люди, склонные к чрезмерному беспокойству и панике, необычайно чувствительны к деталям, которые сигнализируют о существовании будущих опасностей. Они бдительно реагируют даже на мимолетные признаки опасности, особенно когда находятся в состоянии стресса. В такие моменты осознание опасности запускает неадаптивный, самовоспроизводящийся цикл когнитивных процессов, который может быстро выйти из-под контроля.
Угрожающая информация, которая возникает в этом процессе, предположительно закодирована в памяти в виде сложных схем, которые легко повторно активируются. Схемы опасностей у тревожных людей содержат большое количество вопросов типа «а что, если», таких как «Что я буду делать, если в этом семестре я не буду успевать в учебе?» Как только внимание привлекается к угрожающим сигналам, адаптивное поведение, направленное на решение проблем, нарушается, и цикл беспокойства переходит в повторяющуюся последовательность, в которой человек прокручивает ожидаемые события и ищет способы их избежать. Этот процесс активирует дополнительную серию вопросов «что, если», которые быстро приводят к резкому усилению негативного аффекта.
Если тревожные люди заняты восприятием угрожающих сигналов и прокручиванием негативных сценариев, но не могут найти удовлетворительных решений своих проблем, почему они продолжают участвовать в этом порочном цикле? Два соображения особенно важны для объяснения непрекращающегося характера беспокойства.
- Беспокойство – это переживание, состоящее из «разговоров с собой» — вещей, которые люди говорят себе, а не визуальных образов («Я никогда не выполню всю эту работу!»).
- Беспокойство служит предотвращению неприятной соматической активации посредством подавления образов. Другими словами, некоторые люди, по-видимому, продолжают беспокоиться, даже если это непродуктивно, потому что беспокойство усиливается немедленным (хотя и временным) устранением дискомфортных физиологических ощущений.
Механизмы внимания также, по-видимому, вовлечены в этиологию и развитие социального тревожного расстройства. Люди, способные выполнить конкретную задачу в одиночестве (на практике), не могут выполнять ее перед аудиторией. Это ухудшение навыков может быть вызвано тревожными опасениями, которые аналогичны когнитивным процессам, связанным с беспокойством. Цикл показан на рисунке. По-видимому, усиление негативного аффекта вызывает сдвиг в сторону сосредоточенного на себе внимания («О, нет, я действительно расстраиваюсь») и активирует когнитивные предубеждения и схемы опасностей («Что, если я совершу ошибку?»). Эти мысли отвлекают человека, и производительность ухудшается. В некотором смысле пугающие ожидания человека становятся самоисполняющимся пророчеством.