Обида — это сложное чувство, представляющее собой целый комплекс переживаний.
Во-первых, обида — это невыраженное недовольство/злость/возмущение.
Многие психологи знают, что злость всегда имеет вектор — она направлена либо на другого человека, либо на себя. Нельзя злится на ситуацию или на неодушевленный предмет. Споткнувшись, человек на самом деле злится не на камень, а на коммунальщиков, которые вовремя не отремонтировали дорогу, или на себя невнимательного. Обида часто возникает, когда злость не наделяется объектом, например, если у человека по какой-то причине под запретом выражение злости или недовольства. Психика сформировала обходной путь: я как бы на него не злюсь, но я обижаюсь. Всегда надо искать запрет: почему на этого человека нельзя злиться. Решением данной проблемы является осознание своих запретов и обучение навыку конструктивного возмущения.
Во-вторых, обида — это жалость к себе.
Плохих чувств не бывает. Все они, выполняя определенную функцию, помогают нам улучшить нашу жизнь. В этом контексте чувства можно разделить на функциональные и дисфунциональные. Функциональные — это переживания слабой и средней интенсивности, которые обычно легко поддаются контролю и позволяют человеку лучше адаптироваться в его жизни. Дисфункциональные эмоции характеризуются сверхинтенсивными переживаниями, которые могут дезорганизовать деятельность человека и негативно влияют на его контроль над своим мышлением и поведением. В таких случаях обычно говорят, что человек оказался во власти своих эмоций. Чувство сожаления в своем функциональном виде помогает сформировать стратегии саморегуляции, самообучения и самокоррекции. Жалость к себе — это дисфункциональное переживание чувства сожаления, при котором эти стратегии не формируются и работы над ошибками не происходит. Конструктивное сожаление ведет к самокоррекции: «Что я упустил? Что я могу изменить?», тогда как дисфункциональная жалость к себе сопровождается завистью к тем, кому «больше повезло», ощущениемя несправедливости «почему я?», «чем я это заслужил?» и обесцениванием альтернатив. Решением данной проблемы является обучение навыку конструктивного переживания чувства сожаления без поиска виноватых, самокритики и попыток привлечь внимание и сочувствие других людей.
Третьей составляющей обиды является наличие нереалистичных ожиданий.
Они показывают несоответствие того, что вам дают, и того, в чем вы нуждаетесь. Человек, имеющий такие ожидания, не хочет или не может отказаться от своих требований в отношении себя или другого человека при том, что в реальности его потребность остается неудовлетворенной. Решением данной проблемы будет осознание своих нереалистичных ожиданий и их переформулирование в реалистичные. Эта техника достаточно жесткая и действует отрезвляюще, обычно приводя к чувствам печали и разочарования.
По сути все обиды нужно переводить в злость/возмущение, сожаления и ожидания, чтобы с ними можно было работать и делать их конструктивными и реалистичными. Работа с психологом не избавляет человека от чувства обиды раз и навсегда, но дает навык выходить из жизненных кризисов на порядок быстрее.