В идеале социальные навыки приобретаются в период взросления при взаимодействии с другими людьми. По разным причинам такое научение может отсутствовать или активно избегается. В результате человек может оказаться неподготовленным к социальной жизни и чувствовать себя ограниченным в таких сферах как личные отношения или служебное продвижение, где личностные и профессиональные навыки являются очень желательными, но социальные навыки являются просто необходимыми.
Обучение социальным навыкам фокусируется на навыках:
- знакомства с другими людьми,
- начала и поддержания разговора,
- эффективного поведения в различных социальных ситуациях,
- создания и укрепления отношений.
Обучение социальным навыкам можно использовать при ряде психологических проблем и расстройств, таких как депрессия или тревожные расстройства, которые могут препятствовать социальному взаимодействию и мешать обучению эффективному поведению в социуме.
Обучение социальным навыкам начинается с тщательной оценки дефицита навыков межличностного общения. Иногда эти дефициты связаны с отсутствием информации об эффективном социальном поведении, а иногда человек знает необходимую информацию, но не может общаться из-за своей тревоги. В последнем случае дефицит связан с непереносимостью дискомфорта. Дефицит может варьироваться от более базовых навыков, таких как установление зрительного контакта, до более комплексных наборов навыков, например, как завязать дружбу, пригласить кого-то на свидание или отказать в просьбе.
После выявления дефицита разрабатывается план лечения, направленный на совершенствование навыков. Часто начинают с того, что специалист моделирует или демонстрирует какой-то навык с клиентом. Затем с пациентом разыгрываются ролевые игры. Это позволяет пациенту получать прямую обратную связь от терапевта и исправлять любые проблемы, прежде чем экспериментировать с навыками вне сессии. Ролевые игры полезны, потому что они облегчают отработку нового социального поведения в спокойной, безопасной обстановке. Это ускоряет развитие навыков, облегчая их использование в реальных ситуациях. Наконец, пациент использует навыки в реальных ситуациях, сначала осваивая самые базовые из них, а затем переходя к более сложным навыкам под руководством и с поддержкой терапевта.