Ошибки мышления — это то, что по мнению психологов поддерживает наши представления о жизни, заложенные в детстве. К сожалению эти представления часто искажены и противоречат реальности, но все же они настолько эмоционально заряжены и малоосознанны, что продолжают управлять жизнью человека. К примеру, если родители любили и принимали ребенка за соответствие своим требованиям и критериям, то у него постепенно формировалось представление «Я недостоин любви!» и убеждение «Все должны меня любить!». В таком случае любое отвержение во взрослом возрасте, как например отказ девушки идти с ним на свидание, будет воспринят как полное равнодушие, несмотря на противоречащий этому суждению факт, что ей нужно готовится к экзамену. В приведенном примере ошибкой мышления является выбор отдельных деталей и игнорирование других важных аспектов реальности.
Поляризованное мышление
- «Это была пустая трата времени»
 - «Я вообще ничего не могу сделать правильно»
 - «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник»
 
Чтение мыслей
- «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе»
 - «Они считают, что я полная дура»
 
Катастрофизация
- «Это конец»
 - «Это будет полнейший провал»
 - «Если ты выйдешь за него, меня инфаркт хватит»
 
Обесценивание позитивного
- «Не я сдал экзамен, а билет был легким»
 - «Раньше я имел лучше работу, чем сейчас»
 - «Да я выполнил эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло»
 
Сверхобобщение
- «Все всегда хреново»
 - «Ничего хорошего в этой стране быть не может»
 - «[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми»
 
Невысказанное предположение: «То, что действует в одном случае, действует во всех похожих случаях».
Терапевтические методы: разъяснение ложной логики, установление критериев относительной схожести случаев, обсуждение темы различия людей и ситуаций.
Ментальный фильтр
- «Люди не любят меня»
 - Отличник: «Моя тройка говорит, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться»
 
Скрытые предположения: «Я всегда должен удовлетворять ожидания и запросы других людей. Я должен оценивать себя на основе своих недостатков»
Терапевтические методы: С помощью дневника указать на достигнутые успехи, поведенческим методом проверить скрытые предположения.
Долженствование
- «Я должен окончить читать эту книгу до конца недели»
 - «Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха»
 
Предсказание «Что, если?»
- «А что если я пойду на работу и не справлюсь?»
 
Персонализация
- «Это моя вина»
 - «Это из-за меня так произошло»
 - «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так»
 
Невысказанное предположение: «Я виновник всех неудач, ошибок и несчастий»
Терапевтические методы: Оспаривание чрезмерного чувства ответственности.
Несправедливое сравнение
- «Другие в моем возрасте зарабатывают в 2 раза больше»
 
Навешивание ярлыков
- «Он зануда»
 - «Я неудачник»
 
Эмоциональное обоснование
- «Я смущаюсь на публике — значит я глупый»
 - «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником»
 
Преувеличение/преуменьшение
- «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный»
 - «Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный»
 
Туннельное мышление
- «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог»
 






