Существуют стереотипы в воспитании, которые лишают детей возможности реализовать весь потенциал своей личности. Но вы всегда можете отказаться от этих привычек, если будете знать о них, и чем раньше вы это сделаете тем лучше.
Прежде чем перечислить эти стереотипы я бы хотел подчеркнуть что воспитание зрелой личности в вашем ребенке вовсе не означает, что он никогда не будет плакать, если ему грустно, или что он не будет испытывать тревогу. Зрелая личность не дает иммунитет от жизненных проблем и даже психических расстройств. И это вовсе не про подавление эмоций, а про воспитание у них навыков и уверенности, которые им понадобятся для реализации их максимального потенциала. Например, важно научить их признавать, выражать свои чувства и просить о помощи, если она необходима.
Итак, чего же не делают личностно зрелые родители по отношению к своим детям?
1. Не формируют психологию жертвы.
Проигрыш в спортивном соревновании или плохая оценка не делают вашего ребенка жертвой. Отвержение, неудачи, несправедливость являются частью жизни. Иногда родители пытаются успокоить своего ребенка, дав понять, что он жертва произвола со стороны учителя или тренера. Это вряд ли поможет ему в дальнейшей жизни. Наоборот, стоит объяснить, что иногда приходится принимать даже несправедливые вещи. Если он не согласен со свистком арбитра в футбольном матче, наилучшим решением будет просто принять это. Конечно, есть вещи, с которыми нельзя мириться, например, если задирают вашего друга. Научите ребенка различать подобные ситуации. Дайте ему шанс сделать все зависящее от него невзирая на обстоятельства, с которыми он сталкиваются.
2. Не воспитывают из чувства вины.
Если вы идете на поводу у чувства вины, то вы учите своего ребенка тому, что это чувство невыносимое. Если ребенок в это поверит, то ему сложно будет сказать «нет» в ответ на что-то вроде «Если бы ты был настоящим другом, то ты…» Вина неприятна, но ее можно выдержать. Все хорошие родители испытывают чувство вины перед детьми время от времени, но это не значит, что нужно позволять этому чувству принимать решения за вас. Не уступайте ребенку после того, как вы сказали «нет», даже если это приводит к истерикам с его стороны.
3. Не делают ребенка центром Вселенной.
Для многих родителей их дети становятся смыслом жизни и буквально центром Вселенной. Это приводит детей к пониманию, что все остальные также должны вращаться вокруг них. Практика показывает, что эгоцентричные, поглощенные собой люди мало чего достигают в жизни и едва ли счастливы. Следует учить своих детей больше фокусироваться на том, что они могут предложить миру, а не на том, что им причитается.
4. Не позволяют страху диктовать свой выбор.
Если слишком осторожничать, то можно научить ребенка избеганию во всех ситуациях. Конечно, существуют объективные опасности, и в эти моменты детям необходимо прислушиваться к своему чувству страха, чтобы избежать неприятностей. Тем не менее существуют преувеличенные страхи, которые могут тормозить и останавливать от чего-то очень важного, например страх быть отвергнутым. Важно встречаться с подобными эмоциями, чтобы у ребенка был опыт выхода из зоны комфорта.
5. Не дают своему ребенку управлять собой.
Еще пару поколений назад никто и подумать не мог о том, чтобы прислушиваться к мнению детей. Поэтому многие родители решили, что их дети должны расти в совсем другой атмосфере. Как обычно маятник качнулся слишком сильно в обратную сторону. И вот дети уже решают не только, что члены семьи будут есть на ужин, но и как они проведут семейный отпуск. На них возлагается ответственность, которая им еще не по годам. Когда родители воспринимают детей как равных или даже ставят на ступень выше, это лишает детей возможности расти самостоятельно. Чтобы этого не произошло детям нужно время от времени подчиняться указаниям от родителей, выслушивать вещи, которые они не хотя слышать, делать вещи, которые они не хотят делать. Конечно можно спрашивать их мнение и позволять принимать несложные решения, сохраняя при этом четкую иерархию.
6. Не ожидают совершенства.
Можно рассчитывать на успехи своих детей, но ожидание совершенства будет иметь негативные последствия. Ошибаться нормально и не достигать успеха во всем, что делаешь тоже. Лучше сосредоточить внимание детей на том, чтобы они совершенствовали себя, а не соревновались с остальными, иначе их собственная ценность будет зависеть от того, чего они стоят в сравнении с другими людьми.
7. Не позволяют своему ребенку избегать ответственности.
Иногда это так заманчиво не обременять своих детей работой по дому, ведь это так здорово «не лишать их детства». На самом деле обязанности по дому не слишком обременительны и воспитывают чувство ответственности, поэтому полезно передавать детям соответствующие их возрасту обязанности.
8. Не ограждают своего ребенка от боли.
Тяжело смотреть, как дети переживают болезненные чувства: обиду, страх, разочарование. Но детям нужен личный опыт преодоления дискомфорта. Будет лучше, если они научатся проживать эти чувства в безопасности дома, чтобы обрести уверенность в своей способности справиться с любыми трудностями, которые им встретятся в дальнейшем.
9. Не берут ответственность за эмоции своего ребенка.
Бывает сложно не подбодрить или не успокоить ребенка, когда он расстроен. Если делать это постоянно, то у него не сформируется навык самостоятельно справляться со своими эмоциями, и наоборот возникнет зависимость от вас или других людей, которые будут нужны, чтобы утешить или развлечь. Предложите ему разные способы справляться с эмоциями и он выберет то, что эффективно для него.
10. Не берегут своего ребенка от ошибок.
Никто не хочет видеть, как его ребенок с чем-то не справляется. Но если проверять с ним домашку, контролировать собрал ли он школьный рюкзак, напоминать о домашних обязанностях, то вы лишите его возможности столкнуться с естественными последствиями его действий, которые могут научить его гораздо лучше, чем ваши слова. Позвольте им учиться на своих ошибках. Это сделает их умнее.
11. Не путают дисциплину с наказанием.
Наказание заставляет детей страдать за свои проступки. Дисциплина учит их тому, как стать лучше в будущем. Столкновение с последствиями должно не стыдить ребенка, а давать ему понять, что он седлал неправильный выбор. Воспитать ребенка, который избегает наказания не то же самое, что воспитать ребенка, который стремится к достижению успеха.
12. Не сглаживают углы, чтобы избежать дискомфорта.
Куда проще уступить своему ребенку, особенно если он разнылся, и выполнить вместо него обязанности по дому. Если злоупотреблять этим, то тем самым можно научить своего ребенка также сглаживать углы. Покажите, что это нормально откладывать удовольствия, и кроме того вы продемонстрируете ребенку, что у него хватает сил не бросить начатое, даже если очень хочется.
13. Не забывают про свои ценности.
Большинство родителей считают важным воспитать ребенка честным. Большинство подростков признавались, что списывали в школе. Когда их спрашивали, почему они списывали, выяснилось, что для их родителей были очень важны их хорошие оценки. Возможно, родители тратили больше времени на обсуждение успеваемости, чем честности. Поэтому убедитесь, что вы верно расставляете приоритеты в соответствии с вашими ценностями.
Не расстраивайтесь, если вы не делаете чего-то из этого списка. Мы все такие же. Важно замечать в себе эти привычки, и тогда можно будет от них отказываться.